Профориентация
Современная ситуация предъявлять все более высокие требования к индивидуальным особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим в школе большое внимание уделено проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся.
Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка.
Целью профориентации школьников является формирование у них осознанного профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и потребностям общества в кадрах.
Задачи:
- максимальное информирование учащихся о мире и о требованиях профессий к личности;
- активизация познавательной деятельности учащихся в поиске «своей» профессии;
- формирование профессиональной направленности личности, общественно значимых мотивов выбора профессий;
- формирование профессионального намерения;
Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
8-9 классы: уточнение образовательного запроса; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы работы
Работа с учащимися:
- комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий по планированию карьеры;
- консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные и групповые);
- анкетирование;
- организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
- встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями:
- проведение родительских собраний;
- индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- анкетирование родителей учащихся;
- привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами.
Перспективы профориентационной работы:
- выработка системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, центром занятости населения;
- организация взаимосвязи школы, семьи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению.
Ошибки при выборе профессии
Семь шагов к взвешенному решению
Словарь старшеклассника
Стратегии выбора профессии
Тип мышления
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 56. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договоре о целевом обучении»
Методические рекомендации по вопросам целевого приема граждан в образовательные организации высшего образования, расположенные на территории области
Профориентация
Экскурсия «Железно» | ||
![]() |
![]() |
![]() |
Лекторий «Моя будущая профессия» | ||
![]() |
![]() |
![]() |